Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Психология моды. Мода как "отношения".

...если рассматривать в контексте "моды", то очевидно, что фактор ценности связан плотно с фактором времени, то есть актуальность моды сохраняется до тех пор, пока взаимодействие между людьми основывается на схожести личностных смыслов...  другими словами: если ценности людей к тем или иным формам культуры сходны - это можно называть модой...
ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ. МОДА КАК "ОТНОШЕНИЯ".


Каждое общество создает общие и специфические ценностные  ориентиры и нормы, которые выражают в нем интересы  и цели. И человек, принадлежащий к этому обществу, воспринимает их как критерий своего поведения.

В психологии за теоретический базис  изучения ценностей и ценностных ориентаций, как правило, принимается то, как человек их переживает и оценивает.  При этом подчеркивается, что ценностные отношения человека к внешнему миру сориентированы на других людей, на общество в целом, на идеалы, представления и нормы, которые в обществе функционируют.

Если это рассматривать в контексте «моды», то очевидно, что фактор ценности связан плотно с фактором времени,  то есть актуальность моды сохраняется до тех пор, пока взаимодействие между людьми  основывается на схожести личностных смыслов. Другими словами: если ценности людей к тем или иным формам культуры сходны – это можно называть модой.

Но разные группы людей ориентируются на разные эталоны. Одна и та же вещь всегда имеет шанс вызвать совершенно разные реакции.  К примеру: для подростков в 14 лет  значимость моды достаточно велика. Большинство подростков этого возраста считают, что жизненные цели могут быть достигнуты за счет  использования средств моды. Но уже в 16 лет  значимость «моды как цели» у них значительно меньше. И это  объяснимо: по мере взросления диапазон средств социальной адаптации расширяется, и мода утрачивает свои позиции в иерархии ценностей личности.

Тогда что такое мода?  Некая реальность, доступная для внешнего наблюдения? А может, личное переживание этой реальности? Ответ очевиден: и то, и другое. И в этом суть моды конца ХХ – начала ХХI века: мода принимает значение «отношения», в отличие от  значений прежних, таких как  «подражание», «вкус», «образ жизни», «социальная норма».

Мода с точки зрения  технологий и конструирования  - это, конечно, ультрасовременные материалы, оригинальные решения, утверждение стиля. Но с точки зрения психологии  современная мода – это постоянное установление новых отношений между личностью и окружающей средой. 

Модная одежда, при этом, далеко не единственное и не главное средство для установления таких отношений. Однако, для людей, которые по тем или иным причинам на том или ином этапе своего жизненного пути не находят адекватных средств для единства личного и социального, модная одежда приобретает  значение не маловажное.  

Итак, что есть мода?  Это миф современного общества, который позволяет упорядочить общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры. Характер отношений и взаимодействия людей в данном обществе и в данной группе, личностные особенности участников определяют качество и динамику развития модных тенденций. Хотя обратной стороной этого процесса становятся специфические социальные  феномены, которые находятся под влиянием моды.

Тогда что может быть критерием модного?  

                                                                                                                                                                                                                                           Автор: Елена П. Иванова

БЛОГ

05/11/2025

Из процессов создания одежды: как копируют линии на производствах?

 Крайне редко так, как представлено на фото. Здесь: использован метод копировального шва... На поточных же производствах так делают крайне редко. Или вообще никогда...

Подробнее

Все записи

Очерки/Статьи

16/10/2025

Два подхода к конструированию. Наука и Искусство.

  В мире производства одежды существует два фундаментально разных подхода к конструированию лекал: по научным расчетно - графическим формулам  и через муляжирование, чаще именуемое как метод наколки. Оба способа имеют право на жизнь, но выбор между ними определяет судьбу будущего изделия,то есть станет оно уникальным произведением портновского искусства или же доступным продуктом для тысяч людей. ..

Подробнее

Все записи